Слово Одиннадцатое: воры
среди воров
Чем промышляет, как живет народ? Есть два
средства. Одно из них — воровство. Вор надеется разжиться краденым, бай думает
умножить свои стада, вернув похищенное с лихвой, власть имущий, обещая баю
сыскать и возвратить пропажу, а вору — избежать правосудия, обирает обоих.
Обыватель плутует, донося на вора властям, в то же время оказывая ему мелкие
услуги и скупая у него ворованное по дешевке. И другое — мошенники надоумливают
людей на хитрости, о которых они и не помышляют, подстрекают: сделай так, и
станешь знатным, сделай эдак — добудешь несметные богатства, обретешь славу
неуязвимого, устрашишь недругов. Разжигая нездоровые страсти, натравливая людей
друг на друга, надеется сгодиться кому-нибудь из них, на том и греет руки.
Так и живут: вельможный — помогая баю и пособляя
вору, бедняк — подыгрывая власть имущим, поддерживая их в спорах, примыкая то к
одной, то к другой партии, за здорово живешь поступаясь собственной честью,
продавая жену, детей, сородичей.
Не будь вора и мошенника, задумался бы народ. Он
бы и рад трудиться честно, тянуться к добру и знаниям, когда бы бай
довольствовался тем, что имеет, а бедняк, не теряя надежды и веры, добивался бы
того, чего ему не хватает.
Простой люд невольно посредничает в грязных
делах. Кому под силу искоренить сие зло? Неужели канут в забвение понятия чести
и клятвы, верности и совести?
Нашлась бы сила, способная укротить вора, но кто
и каким путем образумит бая, из алчности потакающего лукавым наущениям мошенника?
Комментариев нет:
Отправить комментарий