Слово Второе: шовинизм
ничтожеств
В детстве мне приходилось слышать, как казахи
смеялись над узбеками: “Ах вы, сарты широкополые, камыш издалека носите, чтобы
крыши покрыть, при встрече лебезите, а за спиной друг друга браните, каждого
куста пугаетесь, трещите без умолку, за что и прозвали-то вас сарт-сурт”.
При встрече с ногаями тоже смеялись и ругали их:
“Ногай верблюда боится, верхом на коне устает, пешком идет — отдыхает, и
беглые, и солдаты, и торговцы из ногаев. Не ногаем, а нокаем бы следовало вас
называть”.
“Рыжеголовый урус, этому стоит завидеть аул, как
скачет к нему сломя голову, позволяет себе все, что на ум взбредет, требует
“узун-кулака” показать, верит всему, что ни скажут”,— говорили они о русских.
“Бог мой!— думал я тогда с гордостью,—
Оказывается, не найти на свете народа достойнее и благороднее казаха!” Радовали
и веселили меня эти разговоры.
Теперь вижу — нет такого растения, которое бы не
вырастил сарт, нет такого края, где бы не побывал торговец-сарт, нет такой
вещи, которую бы он не смастерил. Живут миряне в ладу, вражды не ищут. Пока не
было русских купцов, сарты доставляли казахам одежду для живых и саван для
умерших, скупали гуртами скот, который отец с сыном между собой поделить не
могли. Теперь, при русских, сарты раньше других переняли новшества. И знатные
баи, и грамотные муллы, и мастерство, и роскошь, и учтивость — все есть у
сартов.
Смотрю на ногаев, они могут быть хорошими
солдатами, стойко переносят нужду, смиренно встречают смерть, берегут школы,
чтут религию, умеют трудиться и наживать богатства, наряжаться и веселиться.
Мы же, казахи, батрачим на их баев за жалкое
пропитание. Нашего бая они гонят из своего дома: “Эй, казах, не для того
настлан пол, чтобы ты его грязными сапогами топтал”.
Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу,
трудятся, а не проводят время в унизительных раздорах между собой.
О просвещенных и знатных русских и речи нет. Нам
не сравняться с их прислугой.
Куда сгинули наши былые восторги?
Где наш радостный смех?
Комментариев нет:
Отправить комментарий