Слово Тридцать Девятое:
причины утраты национальных достоинств
Да, безусловно, наши предки уступали теперешним
людям в образованности, учтивости, ухоженности и опрятности. Но обладали они
двумя достоинствами, которых у нас теперь нет.
Изживая в себе недостатки, доставшиеся нам от
предков, мы растеряли эти достоинства. Если бы мы имели в характере своем
решимость и усилия, направленные на приобретение новых качеств приложили к
тому, чтобы сохранить старые, возможно, мы встали бы в ряд с другими народами.
Поскольку нет решимости характера, вновь приобретенное более благоприятствует
развитию в нас свойств демонических, нежели человеческих. Это — есть одна из
серьезных причин утраты нами национальных достоинств.
О каких качествах мы говорим? В стародавние
времена были люди, которые звались “ел басы”, “топ басы”. Они решали споры,
управляли жизнью общества. Простой народ, худо-бедно, занимался своими делами.
Не принято было оспаривать решения “ел басы” и “топ басы” или бегать от одного
к другому. Говорят: “Возьми альчик, если он удобен для твоей руки, сделай из
него биту”. “Когда каждый сам себе бий, не ужиться и на бескрайних просторах,
когда есть глава общины, не сгореть и в огне”. Люди, признав эту истину,
приносили жертву святым духам, и помолясь, отдавали бразды правления всеобщему
избраннику и впредь старались поддерживать во всем, скрывая его недостатки и
славя достоинства. Относились к нему с должным почтением, слушались и
неукоснительно повиновались, тогда и влиятельные лица не переступали пределов
благоразумия. Как им было не заботиться о людях, когда все были братьями, и
достояние у них было общее?
И второе — люди свято берегли и дорожили
единством. Стоило кому-то призвать на помощь других, упомянув при этом имена
предков, как все бросались на выручку, забыв обо всех обидах к раздорах, охотно
шли на уступки и жертвы. Говорили тогда в народе:
“Кто не умеет простить вины ближнего, того чужой
обидит”.
“Братья ссорятся, но не отрекаются друг от
друга”.
“Если шестеро погрязли в раздорах, потеряют то,
что в руках, если четверо пребывают в согласии, на них небесная благодать
нисходит”.
“Кто ищет верного пути, находит казну, кто ищет
раздоров, находит беду”.
Где теперь этот благородный дух общности и
радение о чести?
Они были обеспечены людской стойкостью,
совестливостью, доблестью. Мы лишились их.
У теперешних дружба — не дружелюбие, а
вероломное коварство.
Вражда — не отстаивание истины, а просто
неумение жить в согласии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий