Слово Двадцать Шестое: у
казаха нет большего врага, чем другой казах
Казах бывает рад до безумия, когда его скакун на
состязаниях приходит первым, борец, выставленный им, побеждает в поединке,
борзая или ловчий сокол отличается на охоте. Не знаю, бывает ли в его жизни
большая радость? Пожалуй, нет!
Но что за удовольствие находит он в том, что
одно животное превосходит другое в ловкости и быстроте или в том, как один
человек повергает наземь другого? Ведь не он опередил и даже не сын его поборол
кого-то? А оттого все, что у казаха нет большего врага, чем другой казах. Бурно
восторгаясь по ничтожнейшему поводу, один старается своей радостью досадить
другому, породить в нем зависть.
Известно, вызывать в людях зависть намеренно — значит
нарушить шариат, повредить своим делам, противиться здравому рассудку. Что за
утешение приносит им чужая злоба. Почему это доставляет им удовольствие? И
почему те, другие, огорчаются их успехам, чувствуют себя чуть ли не униженными?
Кровных скакунов заводят то в одном, то в другом
ауле, ловчая птица, хорошая собака оказываются в руках то одного, то другого. И
силачи не все родом из одного аула. Все эти достижения не являются плодом
творения человеческих рук. Однажды опередивший, однажды осиливший не остаются
быстрейшими и сильнейшими навсегда. Так почему люди, зная об этом, досадуют
так, как если бы обнаружились их собственные черные замыслы или постыдные дела?
Огорчаются, словно их с землей сровняли?
Нетрудно догадаться: народ-невежда радуется всякому
пустяку, не стоящему внимания. Радуясь, он теряет рассудок, хмелеет, не помнит,
что говорит и творит. Стыдится не того, чего надобно стыдиться, и, совершив
дело неприглядное, не покраснеет.
Вот они, признаки невежества и безрассудства.
Скажи ему об этом, будет слушать и поддакивать: “Да-да, все верно”. Но не
вздумай поверить его словам, он — один из тех, многих. Видя глазами, понимая
умом, он, словно безвольное животное, не в силах отказаться от порочного. И
никому не под силу обуздать, переубедить, образумить его. Взяв за правило
дурные проступки, уже никогда не отречется он от них. Только великий страх или
смерть способны разлучить его с вредной привычкой.
Не встретить человека, который, признав свою
неправоту, пытался бы обуздать себя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий