Слово Шестое: на вид удал, в
душе холуй
Одна из казахских пословиц гласит: “Начало
успеха — единство, основа достатка — жизнь”.
Но у каких людей бывает единство, и как они
добиваются согласия между собой — казахи не знают. Полагают, что это — общность
скота, имущества, еды. Если так, то какой прок от богатства и какой вред от
нищеты? Стоит ли трудиться ради богатства, не избавившись прежде от
родственников? Нет, единство должно быть в умах, а не в общности добра.
Объединить можно людей различных по происхождению, религии и духу, щедро
раздаривая им скот. Добиваться единства ценой скота — вот начало нравственного
падения. Братья должны жить в согласии не потому, что находятся в зависимости
один от другого, а надеясь на свои умения и силу, уповая каждый на собственную
судьбу. Иначе они и Бога забудут, и делом не займутся, а станут искать напасти
друг на друга. Погрязнут во взаимных обидах, будут клеветать, хитрить и
обманывать друг друга. Как тут добиться единства?
“Жизнь — основа достатка”. О какой жизни идет
речь? О бытие ради того, чтобы душа тела не покинула? Но такое существование и
собаке дано. Тот, кто дорожит такой жизнью, трепещет перед страхом смерти,
становится врагом жизни небесной. Спасаясь, бежит от врага и слывет трусом,
уклоняется от работы и слывет лодырем, превращается в противника истинного
благополучия.
Нет, речь тут о другой жизни. О той, когда жива
душа и ясен ум. Если ты жив, но душа твоя мертва, слова разума не достигнут
твоего сознания, ты не сумеешь зарабатывать на жизнь честным трудом.
Бездельник, лживый
зубоскал,
Нахлебник и нахал.
В душе холуй, на вид удал
Не ведает стыда.
Нахлебник и нахал.
В душе холуй, на вид удал
Не ведает стыда.
Будучи таким, не сочти себя за живого. Праведная
смерть предпочтительнее такой жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий