Роль Абая в развитии духовной культуры на примере
“Слов Назидания”
Известно, что ни одно из произведений великого
казахского поэта Абая Кунанбаева (1845-1904) не увидело свет при его жизни.
Лишь через пять лет после смерти поэта, в 1909 году, в Петербурге был издан
сборник его стихов. А прозаические произведения, представляющие сугубо
специфический жанр литературы - так называемые “Гаклия” (Слова-назидания) или
“Кара сёзь” (слова в прозе), были опубликованы лишь в советское время. Но тем
не менее произведения Абая, как поэтические, так и прозаические, получили на
родине поэта широкое распространение в рукописном виде. Стихи переписывались,
заучивались и передавались из уст в уста, а прозаические произведения
распространявшись в рукописных списках или исполнялись искусными
рассказчиками-толкователями.
Какое место занимают “Гаклия” или “Кара сёзь” в
творчестве Абая Куканбаева? Мухтар Ауэзов, крупный исследователь творчества
Абая, писал: “Трудно назвать жанр, к которому можно было бы отнести
“Назидания”. Здесь и философско-моралистические, и
общественно-публицистические, и изобличительно-сатирические высказывания поэта.
Нося в целом характер то мирной, то иронически-желчной, то глубоко грустной
беседы со своим читателем, эти “Слова” прежде всего отличаются исключительно
тщательной стилистической отделанностью”.
Мухтар Ауэзов прекрасно понимал, для кого и с
какой целью написаны Абаем назидания, эти сорок пять “Слов”, содержащие как
философские раздумья поэта о волнующих жизненных проблемах, так и
беседы-рассуждения, “адресованные к слушателю собеседнику в форме устного
обращения к нему с глазу на глаз”. Слушателями поэт считал преимущественно
людей старшего поколения. Он учитывал уровень их мышления, особенность
мировосприятия и поэтому писал свои беседы-назидания своеобразным, доступным
для них образным языком, насыщенным афоризмами и народными пословицами.
Очевидцы свидетельствуют, что “Слова” пользовались у читателей и слушателей не
меньшей популярностью, чем поэтические произведения, потому что в них Абай в
интересной, оригинальной форме выражал те же мысли и идеи, те же чувства и
настроения, что и в своих стихах. Вот как он представлял себе назначение поэта:
Против невежества, против зла
Он обращает свой гнев, скорбя.
Люди слово его пронесут
Близким и дальним - из края в край.
Суд справедливости, разума суд,
Ты рассуди и ты покарай!
Мухтар Ауэзов справедливо отметил, что Абай в
прозаических обращениях к слушателю-собеседнику “становится гневным судьей или
печальником народа, и в таких случаях его “Слова” превращаются в скорбную
исповедь человека, обреченного на одиночество в мрачный век господства
беспросветной тьмы”. Как “гневный судья” он неустанно обличал социальные
пороки, зло и несправедливость в обществе, а как “печальник народа” горько
сетовал на отсталость и невежество, на дрязги и раздоры, которые, по убеждению
поэта, обрекали народ на униженное положение. Обличая и осуждая в своем
творчестве все, что вредит народу, что мешает прогрессу и просвещению, Абай
верил в силу воздействия своего слова. Но действительность не оставляла надежд,
принося поэту одни разочарования. Философско-поэтические слова Абая были
своеобразной формой борьбы за просветительский общественный идеал. Девяностые
годы XIX века, когда были написаны “Гаклии”, являются самым плодотворным
периодом всего творчества уже пожилого поэта. В первом слове “Гаклии” поэт
написал: “Прожита жизнь - спорил я, боролся, судился, имея одни хлопоты, и в
них обессилел, устал и убедился в бесцельности всего сделанного”. И вот
оказалось, что все, что было, - было только унижением человека, и поэт
вопрошает себя: может быть, “править мне народом”, “умножать ли мне знания”,
“заняться исполнением обрядов религии”, “заняться воспитанием детей”? И находит
все это уже невозможным и нереальным для себя. “Наконец решил, - пишет он, -
буду развлекаться бумагой и чернилами, буду писать подряд все, что вздумается”.
Прошло девять лет, прежде чем Абай написал все
сорок пять “Слов” - бесед и высказал в них свои сокровенные думы, чаяния и
скорбные жалобы на равнодушных к голосу поэта современников. Обращаясь к
содержанию прозаических “Слов” Абая, нетрудно установить их идейно-тематическое
сходство с большим циклом стихов поэта этих лет. Справедливости ради нужно
отметить, что критическое начало в поэтических произведениях гораздо острее,
чем в прозаических “Гаклиях”. Некоторая смягчённость тона бичевания пороков в
“Гаклиях”, видимо, объясняется тем, что Абай свои беседы адресовал людям
старшего поколения и тем, кого поэт, очевидно, считал своими ближайшими
единомышленниками или последователями. Вероятно, поэтому Абай делился с ними
своими мыслями, в то время как в поэзии он разоблачал носителей зла.
Абай во многих своих прозаических назиданиях как
бы расшифровывает те глубокие философские-мысли, которые скульптурно вылеплены
сложными поэтическими образами в его стихах.
По объему и характеру “Слова” Абая не одинаковы,
не однородны. Несколько выделяется “Двадцать седьмое слово”, которое написано в
форме диалога Сократа со своим учеником Аристодемом на тему о том, какими
высокими качествами наделил человека бог и каким “вечным должником” бога
является человек за то, что он “удостоен его любви”. Несколько особняком также
стоит “Тридцать седьмое слово”. Оно состоит из двадцати трех афоризмов, не
имеющих прямой связи с основной тематикой бесед.
Если условно выделить эти два “Слова”, которые как
по объему и тематике, так и по стилю отличаются от других, то остальные “Слова”
можно сгруппировать вокруг нескольких основных тем. Первая - это “Слова” об
общественном строе и административном управлении. К этой группе можно отнести
третье, восьмое, двадцать второе, тридцать девятое, сорок первое, сорок второе
“Слова”. В них затрагиваются и другие темы. Но основными все же являются
рассуждения, связанные с формой правления в степи. Как известно, во второй
половине XIX века, когда жил и творил Абай, в казахских степях всюду был
установлен институт волостных правителей, избираемых на три года. Как и в
поэзии, Абай во многих местах своих бесед-рассуждений, особенно в перечисленных
“Словах”, с презрением говорит о волостных правителях и биях, сидящих на шее
народа. “Кто же примет мудрый совет? Кто послушает наставления? Ни волостной
старшина, ни бий меня не услышат... У них в голове своя забота: не оказаться
виноватым перед начальством, не пропустить в аул разных смутьянов”. “Уважать ли
мне волостного старшину и бия?-пишет он в “Двадцать втором слове”.-Но нет биев
и старшин справедливых. А биям и старшинам, купившим свои места, нет основания
требовать к себе уважения”. Абай не только не склонял голову перед “власть
имущими”, но и всячески разоблачал их злодеяния и мошеннические проделки,
сеявшие ложь, обман и сплетни, разжигавшие ссоры и дрязги, развивавшие
взяточничество, воровство, подкуп и подхалимство.
По-видимому, питая иллюзии относительно
возможности улучшения системы волостного и бийско-судейского правления, Абай
предлагал, как и до него Чокан Валиханов, свою реформу выборов волостных
правителей и биев. Он хотел, чтобы волостной правитель был человеком,
получившим образование на русском языке, избирался народом на долгий срок,
защищал народные интересы, поддерживал полезный труд, ремесла, просвещение.
Наряду с этим он считал необходимым отменить введенное царским правительством
положение об избрании судей и следователей из родовых биев, так как они не
могут справедливо решать споры и тяжбы, и вместо них предлагал учредить
институт третейских судей, которые вели бы следствие на глазах у народа, что
совпадает с тем, что некогда предлагал в “Былом и думах” Герцен. Подчеркивая
прогрессивность предлагаемой реформы Абая, отражающей его демократическую,
просветительскую позицию, Мухтар Ауэзов в то же время отмечает и существенный
недостаток, заключающийся в том, что Абай, как и до него Чокан Валиханов,
предлагали избирать судей на пожизненный срок. В этом сказались историческая
ограниченность просветительско-демократического мировоззрения обоих казахских
деятелей.
Следующая тематическая группа прозаических “Слов”
состоит из рассуждений и наставлений Абая об образовании, знании и воспитании.
Пожалуй, это самая животрепещущая из всех тем, волновавших поэта. Всюду речь
идет об отсталости казахского народа в экономической жизни, в образовании, в
науке и культуре, в чем поэт обвиняет “сильных мира сего”: царских чиновников,
волостных правителей, баев и биев, а также всех тупых, невежественных,
раболепствующих и пресмыкающихся перед ними людей. Беспощадно бичуя все, что
держит народ в беспросветной тьме, что тормозит прогресс и просвещение, Абай
всеми силами доказывал необходимость нести казахам науку и культуру, чтобы
стать вровень с другими народами.
Образованию, знанию и науке Абай придавал
первостепенное значение. Он укоряет тех родителей, которые, имея возможность
учить детей, не учат их или учат не так и не тому, попусту растрачивая свое
богатство. “Но я не встречал еще человека, который, подлостью разбогатев, нашел
бы потом достойное применение своему состоянию”. Такая резкая
социально-изобличительная критика заканчивается следующим: “Без науки “нет
блага ни на том, ни на этом свете”. Воспитание в детях хороших человеческих
качеств также связывается Абаем с образованием и наукой. Примечательно, что
последнее “Сорок пятое слово” заканчивается словами: “Тот, у кого больше знаний,
любви, справедливости, - тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром”.
Мысли об обучении детей, о воспитании в них лучших
человеческих качеств постоянно занимают Абая-наставника. Они разбросаны почти
во всех его “Словах”. Именно на них возлагает Абай свои надежды, думая о судьбе
своего народа. “Надо создать школы,-писал он в “Сорок первом слове”,-надо,
чтобы население дало средства на эти школы, надо, чтобы учились все, даже
девушки. И вот тогда, когда молодежь вырастет, а состарившиеся отцы перестанут вмешиваться
в дела и разговоры молодежи, может быть, тогда казахи исправятся”.
Абай-просветитель свято верил в силу воспитания и
наряду с осуждением все время наставлял своих слушателей-собеседников на то,
чтобы каждый исправлял свои недостатки и недостатки своих детей. “Если б в моих
руках была власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек
неисправим”, - писал он в “Тридцать седьмом слове”.
В беспощадной критике зла и несправедливости с
целью преодоления всех отрицательных черт и свойств человеческого характера и
доведения Абай видел одну из своих основных задач.
“Двадцать пятое слово” целиком посвящено
размышлению о значении русской культуры и русской науки для просвещения
казахского народа. “Главное - научиться русской науке. Наука, знание, достаток,
искусство - все это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь
добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру”. Трудно переоценить
значение этой программы для просвещения казахского народа, для его исторически
сложившейся дружбы с великим русским народом и приобщения к его культуре. В
своих стихах Абай учил отличать русский народ и его демократическую культуру от
царских колонизаторов и их политики. Абай призывает казахов изучать русский
язык, русскую науку и культуру для того, чтобы принести пользу родному народу.
А в “Двадцать пятом слове” мы читаем прямой призыв Абая-педагога к родителям:
“Не торопись женить сына, обучай его русской науке, хотя бы пришлось тебе для
этого заполнить все свое имущество”.
Многое в высказываниях Абая напоминает взгляды
представителей русской демократической мысли.
Как и в поэзии, в прозе Абая солидное место
занимает тема труда. Многие пороки современников подвергались поэтом критике и
осмеянию. Об этом Абай особенно страстно пишет в сорок втором, сорок третьем
“Словах”. “Пристрастие казаха к дурному объясняется бездельем. Если бы он
занимался хлебопашеством или торговлей, у него не оставалось бы и мало-мальски
свободного времени на глупости”. Далее автор рисует картину и плоды этого
безделья. Он считает, что именно “безделье превратило казаха в бродягу.
Выпросив у кого-нибудь на время лошаденку, он скитается из одного аула в
другой, чтобы жить на дармовщину, или собирает сплетни, стараясь вовлечь людей
в интриги н рассорить их, или же сам вместе с подобными себе строит другим
козни. Честный труженик посчитал бы такую жизнь “собачьей”. Отсюда и страстный
призыв Абая к честному труду, к ведению хозяйства, к овладению ремеслом, к
занятию земледелием, скотоводством и т. д.
Философски осмысляется Абаем высокая роль и
значение труда в жизни и историческом развитии человечества. Причину прогресса,
успехов и достижений в области экономики и культуры он видит в честном труде на
благо человека, народа и родины. “Ум и знания-плоды труда”,-пишет он в “Сорок третьем
слове”. Однако и тут ограниченность просветительско-демократического воззрения
казахского мыслителя не позволила ему подняться до понимания классового
характера труда.
Вместе с тем следует отметить, что гуманист Абай,
резко бичуя своих современников за антиобщественные, безнравственные поступки,
винит в них местных правителей - волостных и биев, которые не только не
слушаются добрых советов и наставлений, но и сами разжигают низменные страсти,
винит богачей, которые считают, что “все можно купить за скот”, что “честь,
бесчестье, разум, наука, вера, народ для них не дороже скота”.
Общественно-литературная деятельность Абая
протекала в условиях начавшегося разложения феодально-патриархальных отношений
под воздействием буржуазной экономики, в тяжелых условиях царской колонизации,
во времена сильного влияния религиозных преданий адата и шариата, национальной
раздробленности и низкого уровня грамотности казахского народа, ведшего кочевой
образ жизни.
Абай решительно осуждал строй насилия,
эксплуатации, родовые междоусобицы, боролся с культурной отсталостью, звал
народ к просвещению. Своим творчеством Абай содействовал пробуждению и развитию
национального самосознания казахского народа. Тяготеющий к русским
революционным демократам, но ограниченный условиями казахского общества, Абай
не мог подняться до осознания необходимости революционных преобразований,
Сторонник просветительских идеалов, он переоценивал роль образования, видя в
нем единственный путь к новой жизни.
Не будучи атеистом, Абай призывал людей к
моральному самоусовершенствованию, боролся за улучшение нравов. Но Абай не был
и религиозным догматиком, в религии он искал ответы на морально-этические
вопросы и, естественно, не мог их найти.
Некоторые ценные и закономерные для его времени
моральные сентенции в нашу эпоху потеряли свою актуальность и могут
рассматриваться как исторический документ.
Одной из пяти главных тем прозаических назиданий и
наставлений Абая являются вопросы, связанные с религией. Будучи идеалистом по
своим философским воззрениям, Абай в своих нравоучениях “иногда ссылается на
моралистические догмы ислама. При этом апологетику ислама он истолковывает в
духе идеалистической морали” (М. Ауэзов). Но его отношение к служителям ислама
- муллам, хазретам, ишанам и т. д. всегда сугубо критическое, саркастическое.
Различая эксплуататорскую верхушку своего народа и
бедноту, Абай все острие критики направляет на тех, кто сидит на шее народа. О
бедном трудовом народе он постоянно пишет с сочувствием и любовью. Характерно
его собственное признание: “А если бы не любил, то не разговаривал, бы с
сородичами, не советовался, не доверял бы им свои сокровенные мысли”. В то же
время он выступал за искреннюю дружбу с другими народами, за то, чтобы родной
народ учился у передовых “великой цели”, “общей правде”. С позиций
интернационализма и гуманизма Абай писал: “Если человек, не отделяющий себя от
народа, желает дружбы своего народа с другими, то уже одно это говорит о нем,
как о сознательном и честном человеке”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий