Слово Сорок Второе: любовь к
безделью
Одна из причин пристрастия людей к порочному —
безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он
вести праздную жизнь? Ездит из аула в аул на выпрошенной у кого-то лошади,
живет на дармовщину, разносит сплетни и слухи, хитростью и коварством
подстрекает других или сам идет на поводу у подстрекателей, скитаясь без дела и
без пользы. Тот, кто стремится к благополучию, кто привык жить своим трудом,
сочтет такую жизнь унизительной. Разве он оставит свое дело, чтобы бродяжничать
бесцельно?
Тот, у кого заводится хоть мало-мальский скот,
не довольствуясь этим, не бережет то, что имеет, а отправляется на поиски
радостей, оставив пастухам и детям заботу о стаде, которое становится добычей
воров, хищников, гибнет в непогодь. Он стерпит эту утрату, но будет не в силах
отказываться от участия в тайных заговорах, сплетнях, мелких дрязгах. Желая
обрести значимость и вес в обществе, он считает обязательным для себя быть
причастным к мерзким и злым козням, грязным нашептываниям, ничтожному
пакостничеству. Достигшие кое-какого достатка, бросают свое добро на попечение
других, “ты, мол, присмотри, пригляди”, сами же предаются суесловию,
дармоедству, праздному шатанию.
Нынче люди не дорожат высоким умом, всеобщим
уважением или богатством; умение писать жалобы, умение ловко обвести кого-то
вокруг пальца — вот что в почете. Кому удастся это, будь он беден и сир, ему
всюду уготовано почетное место, жирный кус мяса и упитанный конь. Такому
мошеннику легко улестить простоватого бая, заявив лицемерно: “Вы только велите,
ради вас я хоть в огонь готов пойти”. И этого достаточно, чтобы, не ударив
палец о палец, быть сытым, одетым, ездить на хорошем коне и пользоваться
всеобщим уважением.
Бай не думает об утерянном покое, не считает
своих расходов. Прежде чем говорить с кем-то, он будет держать совет с
проходимцем, который стелется перед ним мелкой иноходью, страшась потерять
доверие бая, тревожась, как бы не завелись у владыки другие советчики. “Аллах с
вами, — говорит он угодливо, — неужто вы сами не додумались до такой простой
вещи?” И начнет подсказывать хитрости одну гнуснее другой, внушает баю
подозрительность к другим. В конце концов бай теряет доверие к себе окружающих.
Если умный человек не соглашается с баем и отворачивается от него, прохвост тут
как тут: “Вот видите? Не я ли говорил вам, что это его козни?” И вовсе подчинит
своей воле наивного бая.
Вот на что теперешние люди тратят свой ум и
желания.
Вот чем они живут.
Комментариев нет:
Отправить комментарий